Узнайте нас лучше

Заполнив форму, Вы получите тестовый доступ к Электронным обучающим системам.

ФИО:*


Ваш e-mail:*


Выберите интересующее Вас направление обучения

Направление (специальность):*


Профиль:




* - Поля обязательные для заполнения.




Открытые образовательные ресурсы ИДДО УлГТУ

Видеопортал

5 декабря 2013 в ККЗ «Тарелка» прошел концерт Ульяновского Симфонического Оркестра.


Для кого-то это первое знакомство.

Для кого-то это расширение кругозора.

Для кого-то это очередная встреча с оркестром и его дирижером Дмитрием Руссу.

А для меня это было возвращение в детство.

В моем детстве было много мультфильмов, музыкальным оформлением, которых была классическая музыка. И каждый советский ребенок хотел ли он постигать классическую музыку или нет, становится невольным слушателем бессмертных произведений.

Так как оркестр приехал в университет, к студентам, на протяжении всего выступления рассказывали об истории оркестра, его составе, приемах игры. И все это на примерах прекрасных произведений.

Вот история формирования симфонического оркестра:

Оркестр в современном смысле слова возник лишь тогда, когда инструментальная музыка перестала быть только непременным участником религиозных церемоний и веселых пиров, когда композиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные не к случаю, а для специального исполнения перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, балета и оратории, а позже симфонии, увертюры и концерта. Таким рубежом, с которого мы можем начинать историю оркестра, был конец XVI века.

История оркестра складывалась из многих элементов. Силы, движущие ее, лежат и в самом музыкальном искусстве, и вместе с тем в общественных и исторических условиях каждой эпохи. История оркестра – это, прежде всего развитие самой музыкальной мысли, музыкального языка. Ведь оркестровые тембры наряду с мелодией, гармонией, ритмом - одно из средств для выражения идей и настроений композитора.

Сама музыка, ее содержание и замысел, всегда диктует выбор того или иного оркестрового изложения, тех или иных тембров или состава оркестра. С другой стороны, развитие музыкальных инструментов - появление новых и усовершенствование старых - в свою очередь двигало вперед музыкальную мысль.

Судьба симфонического оркестра сложилась бы иначе, если бы в XVI веке не была создана скрипка. В пору, когда в оркестре еще безраздельно господствовали старинные виолы и лютни, инструментальные мастера Италии, Франции и Тироля создали новый музыкальный инструмент. Его красивый, сочный тон, его виртуозные возможности не замедлили обратить на себя внимание музыкантов. Скрипка вошла в оркестр, постепенно вытеснила виолу и в значительной мере определила весь дальнейший оркестровый стиль. А в XIX веке столь же решительное влияние на развитие оркестра оказало усовершенствование духовых инструментов: валторн и труб, флейт и кларнетов.

Первые оркестры сформировались в начале XVII века в итальянской опере.

Композиторы раннего Возрождения обычно не уточняли, для какого инструмента они писали партию. Это означало, что партии могли исполняться на любом доступном инструменте. Но в начале 17-го века в Италии композитор Клаудио Монтеверди выбрал, какие инструменты должны сопровождать его оперу "Орфей" (1607 г.), и точно указал, для каких инструментов написаны партии.

В следующем столетии (до 1700, время И.С.Баха) оркестр развивался еще больше. Семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель и бас) заменяло виолы, в оркестре эпохи Барокко семейство скрипок было гораздо более представительным, чем виолы в оркестре эпохи Возрождения. Музыкальное лидерство в оркестре Барокко принадлежало клавишным инструментам, музыканты, игравшие на клавесине или иногда на органе, действовали как лидеры. Когда И.С.Бах работал с оркестром, он сидел за органом или клавесином и руководил оркестром со своего места.

В эпоху Барокко музыкальный дирижер иногда стоя руководил оркестром, но это ещё не было тем дирижированием, которое мы знаем сейчас. Жан-Батист Люлли, отвечавший за музыку при дворе французского короля в 1600 гг., отбивал длинным шестом об пол ритм для своих музыкантов.

В следующем 19-м столетии, времени Гайдна и Бетховена, произошли еще более глубокие изменения в оркестре. Струнные смычковые инструменты стали более важными, чем когда-либо, а клавишные инструменты наоборот ушли в тень. Композиторы начали писать уже для конкретного музыкального инструмента. Это подразумевало знание голоса каждого инструмента, понимание, какая музыка будет лучше звучать и легче исполняться на выбранном инструменте. Композиторы стали более свободными и даже авантюрными в комбинировании инструментов для получения более богатых и различных звуков и оттенков.

Первый скрипач (или концертмейстер) руководил исполнением оркестра со своего стула, но иногда ему приходилось давать указания жестами и он, для того, чтобы его было лучше видно, вначале использовал обычный лист белой бумаги, скатанный в трубочку. Это привело к появлению современной дирижерской палочки. В начале 1800-ых композиторы-дирижёры, такие как Карл Мария фон Вебер и Феликс Мендельсон, первыми стали руководить музыкантами, стоя на подиуме в центре перед оркестром.

Основа оркестра 20 века такой, как она сформировалась в конце 19-го столетия, и композиторы иногда добавляли, или удаляли инструменты, в зависимости от эффекта, который они желали получить. Иногда это была чрезвычайно расширенная группа ударных инструментов или деревянных и медных духовых инструментов. Но состав оркестра закрепился и в основном остаётся постоянным: большая группа смычковых инструментов и небольшие группы духовых, ударных, арф и клавишных инструментов.

После стольких лет это все еще работает!

 

И в киноконцертном зале «Тарелка» это сработало прекрасно:

- Вивальди «Соль – мажор».
- Штраус «Полька пиццикато».
- Эдвард Григ:
- «Утро в горах» по пьесе «Пер Гюнт» Генрика Ибсена.
- Пьесы-картинки, где оркестр передавал звуки природы: щебет птиц, красный восход, красоту всей природы Норвегии.
- «В пещере горного короля».
- Чайковский  «Лебединое озеро»:
- вальс,
- испанский танец. Перед глазами всплыл образ Майи Плисецкой блиставшей в этом балете.
- Сюита Леонарда Бернстайна из мюзикла Вестсайдская  история.
- Мюзикл - адаптация классической пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», где рассказывается история любви Марии и Тони на фоне противостоянии двух уличных банд.

 

Концерт закончился. Так не заметно, быстро пролетело время…

Вот и нам удалось пережить эмоции, подобные тем, что переживали тысячи и тысячи людей, слышавшие эти произведения.

А что внутри? Внутри поет скрипка.

Возвращаясь на Энгельса, начинаешь слышать, оглядываясь вокруг, волшебные звуки.

Музыка звучит во всем! В воздухе, шуме ветра, шорохе листьев, в дыхании Земли.

А ты вдыхаешь, еще больше наполняясь этой, окружающей тебя, красотой.

Хо-ро-шооо!

 

Анна Данилова

Инженер 1 категории АХО ИДДО



Назад